г. Минск, ул. Камайская, д. 18 Тел./факс: +375 17 394 13 38 sch32@minsk.edu.by
Версия для слабовидящих

Экзамены

Как готовиться к экзаменам:

  • Определи для себя, что ты знаешь, а чего не знаешь, прежде всего, для того, чтобы не повторять все подряд, потому что это не имеет смысла и занимает слишком много времени. Определи также, каков уровень этого твоего “знания” и “незнания”.
  • Для этого необходимо сделать несколько десятков небольших карточек размером в четверть тетрадного листа, а на карточках напиши вопросы по данному предмету.
  • Внимание! На одной карточке – один вопрос!
  • Теперь перемешай карточки, затем вытаскивай их по очереди и отвечай на вопросы. Но только честно! Если ты сумеешь ответить на вопрос хорошо – поставь на карточке крестик, если немного хуже – треугольник, если совсем плохо – квадрат.
  • Можно поиграть с другом или подругой в игру “Экзаменатор и испытуемый”.
  • При повторении стоит уделить больше внимания тем карточкам, на которых нарисован квадрат, немного меньше тем, где нарисован треугольник, и совсем немного – где нарисован крестик.
  • Составь план повторения.
  • За два месяца до начала экзаменов распредели объем материала по неделям.
  • Более подробный план составляй всякий раз в начале каждой недели: сколько часов ежедневно ты намерен повторять, какие главы.
  • При этом помни, что лучше всего учится забытый предмет в первые три дня недели, поэтому в следующие три дня лучше повторить то, что выучил раньше. И в той очередности, в какой ты учил эти предметы в первые три дня. Повторение должно занимать несколько меньше времени, чем изучение.
  • Накануне вечером, перед сном, в голове попытайся представить, какие темы ты будешь учить завтра и как.
  • Неделю перед экзаменом посвяти просмотру всех планов и конспектов.
  • За день до экзамена прекрати повторять весь материал (или хотя бы вечером перед экзаменом). Знания должны немного “отлежаться”.

Как сдавать экзамены или три основных положения сдачи экзамена:

1. Хорошая подготовка

– На экзамен надо прийти отдохнувшим.

– Страх очень мешает работе, он парализует тебя. Понервничать можно только чуть-чуть.

– Постарайтесь психологически настроиться на успех. Произносите про себя фразу: “Я смогу сдать экзамен”.

2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена

Накануне экзамена ничего не делай (никакой умственной работы и много времени на свежем воздухе). Можно заняться рукоделием (для девочек) и спортом (для мальчиков). Можешь посмотреть по телевизору комедию (только комедию!). Постарайся в этот день ни с кем не ссориться и не драться. Постарайся также не плакать.

• Вечером посвяти один час (но только один!) просмотру конспектов, ничего не повторяй, только просмотри.

• В день экзаменов нужно выспаться. В школу желательно прогуляться пешком, не спеша. Постарайся прийти за 15 минут до начала экзамена.

• Старайся сдать экзамен в числе первых – так ты меньше устанешь.

• Возьми на всякий случай с собой конспекты, учебники – вдруг ты что-нибудь забудешь, тогда сможешь посмотреть перед дверью класса.

• Шпаргалки добавляют нервности, подумай, стоит ли волноваться еще больше?!

• Хорошо позавтракай перед экзаменом, включи в завтрак сладкое.

• Какое-то время после сдачи одного экзамена посвяти отдыху, не начинай сразу готовиться к следующему экзамену. Отдых – на твой вкус, но лучше больше движений, свежего воздуха и положительных эмоций.

3. Техника сдачи экзамена

Письменные работы:

• На экзамене более быстрый темп, чем на уроке, будь готов к этому.

• После того как ты напишешь название работы, либо прочитаешь и перепишешь задание, сделай перерыв на несколько минут. Между отдельными заданиями тоже делай спокойные перерывы (по минутке).

• На черновике решай сначала более легкие для тебя задания, постепенно переходя к более трудным.

• Каждое действие – даже самое простое – сразу же проверяй.

• В сочинении или изложении обязательно составь подробный план, запиши все мысли и пронумеруй их.

Устные ответы:

• Оденься так, чтобы удобно себя чувствовать.

• Поза при ответе очень важна. Вспомни, как ты готовился к уроку-зачету. Стой свободно, прямо, с поднятой вверх головой. Говори громко и свободно. Не бойся время от времени смотреть в глаза преподавателям.

Как помочь учащимся преодолеть экзаменационный стресс

"Экзамен – не только демонстрация знаний. Это первая пуб-личная трибуна, с которой ты защищаешь свои убеждения".
Главная цель экзаменов – проверить качество усвоения изучаемого тобой предмета.
Чтобы любой экзаменационный билет оказался "счастливым", необходимы:
- регулярная систематическая работа над предметом, выносимым на экзамены на протяжении всего учебного года;
- твёрдые знания вопросов, включённых в учебные программы и экзаменационные билеты. Накануне экзамена следует сосредоточить внимание на наиболее сложных разделах, темах, вопросах. Подготовку к каждому разделу обязательно завершай восстановлением в памяти его краткого со-держания в строгой логической последовательности;
- наличие конспектов. Они – надёжный ориентир в безбрежном море знаний. Опыт учит. Что повторение учебного материала, соблюдая при этом последовательность и систематичность. Можно начать примерно за месяц до начала экзаменов. Однако повторение не есть зазубривание. Стремление должно уступить место тяге понять изучаемый материал;
- полная ясность по всем основным вопросам предмета: поэтому накануне экзаменов соберись с товарищами и обсуди усвоенное;
- консультация учителей. Если обнаружились в знаниях "белые пятна", надо непременно выяснить непонятное. Латинское слово "консультация" означает помощь советом, совещание, обсуждение. Консультация приносит пользу, если до неё проработал весь материал.
- строгое выполнение рекомендаций, касающихся режима дня. Спланированного в соответствии с условиями экзаменационной поры разумно на этот период составить новый распорядок дня, предусмотрев обязательно чередование учёбы с отдыхом.
- создание условий, где минимум внешних раздражителей, где наилучшим образом оборудовано рабочее место;
- активный ежедневный отдых (прогулка, не утомительный физический труд и т.д.). Во время экзаменов посещение зрелищ (театры, кино, спор-тивные секции, соревнования, телевизор, танцы и т. д.) надо сократить и позволить себе эти удовольствия только в день сдачи экзамена успешно;
- глубокий спокойный сон. При любой обстановке не экономь на сне. Глубокое нарушение его режима обязательно даст себя знать на экзамене: не будет чувства бодрости. Свежести – залога уверенного, хорошего ответа.

"ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ " – подготовьте своё рабочее место, где всё должно способствовать успеху: тишина, расположение учебных пособий, строгий порядок.
"ВТОРОЙ СЕКРЕТ " – сядьте поудобнее за стол, положите перед собой чистые листы бумаги, справа тетради и учебники. Вспомните всё, что знаете по данной теме, и запишите это в виде плана или тезисов на чистых листах бумаги по тетрадям и учебникам. Выпишите то, что не сумели вспомнить, на правой стороне бумаги и там же запишите вопросы, которые следует задать учителю на консультации. Не оставляйте ни одного неясного места в своих записях.
"ТРЕТИЙ СЕКРЕТ " – работайте по своему плану. Вдвоём рекомендуется готовиться только для взаимопроверки или консультации, когда в этом возникает необходимость.
"ЧЕТВЁРТЫЙ СОВЕТ " – подготавливая ответ по любой теме, выделите основные мысли в виде тезисов и подберите к ним в качестве доказательства главные факты и цифры. Ваш ответ должен быть кратким, содержательным и концентрированным.
"ПЯТЫЙ СЕКРЕТ " – помимо повторения теории. Не забудьте подготовить практическую часть, чтобы свободно и умело показать навыки работы с текстами (сочинения), историческими картами (история), пособиями по физике, химии. Решения задач и т.д. Ученик должен работать не только головой, но и руками, должен не только знать, но и уметь.
"ШЕСТОЙ СЕКРЕТ " – установите чёткий ритм работы и режим дня. Разумно чередуйте труд и отдых, питание, нормальный сон и пребывание на чистом воздухе.
"СЕДЬМОЙ СЕКРЕТ " – толково используйте консультации учителей. Приходите на них, солидно поработав дома и с заготовленными вопросами, а не просто послушать, о чём будут спрашивать другие.
"ВОСЬМОЙ СЕКРЕТ " – используйте тетради, в которых вы вели записи в 8-9 классах. Извлекайте их из архивов и по старым записям просмотрите свои сочинения, решения задач, свои конспекты. Очень плохо если вы эти тетради не сберегли.
"ДЕВЯТЫЙ СЕКРЕТ " – бойтесь шпаргалки. Она не прибавит знаний, обманывать себя и учителя не к лицу школьнику.
"ДЕСЯТЫЙ СЕКРЕТ " – не допускайте как излишней самоуверенности, так и недооценки своих способностей и знаний. В основе уверенности лежат твёрдые знания. Не надо идти на экзамены, не повторив все темы, ведь может получиться так, что вам достанется тот единственный вопрос, который вы не повторили.
"ОДИННАДЦАТЫЙ СЕКРЕТ " – не забывайте связывать свои знания по любому поводу с современностью, с жизнью своей страны, с производством. Знайте, где и как использовать знания, знания, полученные в школе.
"ДВЕНАДЦАТЫЙ СЕКРЕТ " – когда на экзамене вы получите свой билет, спокойно сядьте за стол, обдумайте вопрос, набросайте план ответа, подойдите к приборам (физика, химия), картам (история), продумайте, как теоретически объяснить проделанный опыт. Не волнуйтесь, если что-то забыли.

Меню раздела

Поиск по сайту

Календарь событий

Карта маршрута