г. Минск, ул. Камайская, д. 18 Тел./факс: +375 17 394 13 38 sch32@minsk.edu.by
Версия для слабовидящих

Советы педагога-психолога и педагога социального

Быть учителем в наше время – подвиг. Требования к образованию возросли, родители предъявляют к учителю все больше и больше требований. Они требуют от учителя мудрости, опыта, эрудиции, понимания и доброты. Педагоги общаются с детьми намного дольше, чем родители, да еще при этом учат их различным наукам. И не потому что им это выгодно, а потому, что по-другому не могут. Искренне хочется облегчить работу преподавателям несколькими психологическими советами.

1. Жалейте себя, свое здоровье. Не стоит надрывать голосовые связки, говорите тихо, но по возможности эмоционально. Кому надо – тот услышит.

2. Помните, наибольшим авторитетом пользуется тот учитель, который в процессе учебы наиболее строг, зато во время проверок и экзаменов становится «отцом родным».

3. Не давайте «выводить себя «из себя». Если у вас в классе завелся несносный ученик, который мешает проводить урок, не спешите применять к нему репрессивные меры. Лучший способ нейтрализации «шалуна» - его полное игнорирование.

4. Не пренебрегайте помощью психолога. Не ждите, что он сам прибежит к вам. Прийдите и лично обратитесь с просьбой выработать тактику общения с несносным учеником .

5. В тоже время полностью не полагайтесь на мнение психолога. Больше доверяйте своей интуиции: ведь вы с ребенком знакомы не первый день. А психолог знает его меньше вашего.

6. Когда на улице тепло, выберитесь со своим классом в поход. Неформальная обстановка, костер, джинсы вместо строгого костюма сделают свое дело.

7. Выбирайте себе в помощники родительский комитет из тех мам и пап, которые реально будут вам помогать, с которыми у вас хороший контакт.

8. Помните о себе, не задерживайтесь за тетрадками до поздней ночи. Найдите время для спорта и танцев. Не забывайте о театрах и кино. Вы нужны здоровыми. Сильными, бодрыми, с хорошим настроением и оптимистическим настроем!

Стиль - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!»

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.

4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.

Меню раздела

Поиск по сайту

Календарь событий

Карта маршрута